Мало кто знает, что у ЗАЗ было множество интересных автомобилей, которые почти неизвестны, это – экспериментальные модели, прототипы и модификации.
Один из таких автомобилей – ЗАЗ-966 (1961). Модель, известная как “ушастый”, была выпущена серийно лишь в 1967 году, но первые опытные образцы появились уже в 1961 году.
На фотографии показан второй опытный образец автомобиля. В задней части уже можно увидеть будущий серийный ЗАЗ-966, но дизайн передней части отличается значительно.
ЗАЗ-966 (1961г)
Также, разрабатывался легкий развозной грузовик на базе опытного автомобиля ЗАЗ-966. Эта машина имела грузоподъемность 350 кг.
ЗАЗ-970 (1962г)
Еще одна модификация из этой серии – развозной фургон, который отличался от базовой модели 970 только формой кузова. Автомобиль имел двигатель мощностью 27 л.с. Интересно, что нет ни одной доступной фотографии задней части 970Б, поэтому все версии, изготовленные микромоделистами, приближены к виду задней части автомобиля ЗАЗ-970В (пассажирской версии фургона с остеклением боковых панелей).
Модель ЗАЗ-970Б (1962)
ЗАЗ-970Г (1962). Это вариант пикапа, являющийся дальнейшим развитием моделей 970 и 970Б. Считается, что было построено только два экземпляра этой версии. Грузоподъемность этой версии увеличилась до 400 кг.
ЗАЗ-970Г (1962)
И, наконец, существовала военизированная версия с тентованным верхом ЗАЗ-971. Эта машина была произведена только в единственном экземпляре.
ЗАЗ-971 (1962)
Следующая модель ЗАЗ-969 (1964). Узнали? Да, это известный автомобиль “ЛуАЗ”. Сначала эту машину разработали на НАМИ, и поначалу планировали производить ее в Запорожье. Была сделана первая пробная партия из 50 экземпляров, но по организационным причинам производство было перенесено в Луцк. Там автомобиль прошел дополнительную доработку и был запущен в серийное производство под названием ЛуАЗ-969.
ЗАЗ-969 (1964).
Первая экспериментальная версия “Таврия” ЗАЗ-1102 (1970) (тогда еще без этого названия) появилась уже в 1970 году на 17 (!) лет перед постановкой на конвейер. Завод предупреждал линейное руководство, которое пренебрегало этим. Уже в начале 1970-х было очевидно, что модель 965 устарела и нуждается в срочной замене, и завод самостоятельно приступил к разработке новой модели.
Но задача от партии поступила только в 1978 году, а дальнейшие бюрократические задержки (включая изменения требований к проекту) привели к тому, что новое поколение автомобиля сошло с конвейера только в 1987 году. Но даже перед производством оно морально устарело.
ЗАЗ-1102 (1970)
Есть еще одна ранней модели 1102, на этот раз в кузове купе.
ЗАЗ-1102 «Купе» (1970)
ЗАЗ Такси (1970-е). Это был нереализованный проект такси, основанный на компонентах будущей “Таврии”, которая на тот момент еще не существовала. Такая конструкция позволяла увеличить простор салона и даже выделить место для багажа.
ЗАЗ Такси (1970г)
ЗАЗ-2320. Связи с Луцким заводом не прекратились, и на грани распада СССР возникла разработка грузопассажирского самосвала на базе ЛуАЗ-969. Было изготовлено по меньшей мере 4 экземпляра, а по крайней мере, один из них некоторое время назад находился в очень плохом состоянии и был продан на автомобильном форуме. Сейчас судьба этого автомобиля неизвестна.
ЗАЗ-2320 самосвал
Как видите, много проектов и разработок автомобилей ЗаЗ на тот момент, так и не попали в производство, несмотря на дефицит автомобилей для народа.